Уже давно ломаю мозг над выбором имени главгероя Нарцисса. Понятное дело, что роман построен на дуальности. Нарцисс символизирует разум, Гольмунд - чувства. читать дальше Мыслитель и Художник, Аскет и Гедонист, Теория без практики и Практика без теории , в конце концов.
Имя Гольмунда относительно понятно. Mundus - мир, первую часть имени рискну трактовать как древнегреческое "весь". [Язык сей мне неведом, правда, да и латынь мне нужно подлатать В)] Но как быть с противопоставленным ему Нарциссом? Он назван в честь епископа, будучи тоже священнослужителем? Это слишком просто. Возможно, Гессе сыграл на отражении, в котором левое становится правым.
Смерть Гольмунда наводит на мысли об аллюзии к древнегреческим мифам, хотя тот не утонул в ручье, а заболел пневмонией. Слуховые галлюцинации можно сопоставить с эхом.
Но я поехал дальше, мне не хотелось
возвращаться к вам таким разочарованным и смешным, и вот когда я так ехал,
силы, и молодость, и благоразумне уже совсем оставили меня, поэтому я упал с
лошадью в ущелье и в ручей, и сломал ребра, и остался лежать в воде. Вот
тогда я впервые узнал настоящую боль. При падении я сразу почувствовал, как
что-то сломалось у меня внутри в груди, и это меня обрадовало, я с
удовольствием почувствовал это, я был доволен. Я лежал в воде и понимал, что
должен умереть, но теперь все было иначе, чем тогда в тюрьме. Я не имел
ничего против, смерть не казалась мне больше несносной. Я чувствовал сильные
боли, которые с тех пор бывают часто, и увидел сон или видение, называй, как
хочешь. Я лежал, и в груди у меня нестерпимо жгло, и я сопротивлялся и
кричал, но вдруг услышал чей-то смеющийся голос - голос, который я не слышал
с самого детства. Это был голос моей матери, низкий женский голос, полный
сладострастия и любви. И тогда я увидел, что это была она, возле меня была
мать и держала меня на коленях, и открыла мою грудь, и погрузила свои пальцы
глубоко мне в грудь меж ребер, чтобы вынуть сердце. Когда я это увидел и
понял, мне это не причинило боли. Вот и теперь, когда эти боли возвращаются,
это не боли, это пальцы матери, вынимающие мое сердце. Она прилежна в этом.
Иногда она жмет и стонет как будто в сладострастии. Иногда она смеется и
произносит нежные звуки. Иногда она не рядом со мной, а наверху, на небе,
меж облаков вижу я ее лицо, большое, как облако, тогда она парит и улыбается
печально, и ее печальная улыбка высасывает меня и вытягивает сердце из
груди.
В творческом пути Гессе просмативается противопоставление микрокосма макрокосму, индивидуальности, стремящейся к самосовершенствованию, одиночества - миру обывателей. В этом свете Нарцисс, знаток душ и интеллектуал противопоставлен Миру. Миру, от которого он отрекся, миру, который воплощает Гольмунд, в который он, Нарцисс, его изгнал. Нарцисс подобен гениальному математику, оперирующему формулами и закономерностями, ему незачем испытывать то, что он и так знает, его мысли - схемы, и его чувства - тоже схемы. Монастырь суть суррогат материнской утробы, в которой он закрылся. Недаром умирающий Гольмунд в бреду говорит ему, что он не рождался никогда.
- Мой дорогой,- шептал он,- я не могу ждать до завтра. Я должен
попрощаться с тобой, а на прощанье сказать все. Послушай меня еще немного. Я
хотел рассказать тебе про мать, и что она держит свои пальцы на моем сердце.
Вот уже несколько лет моей любимой тайной мечтой было создать фигуру матери,
она была для меня самым святым образом из всех, я всегда носил его в себе,
образ, полный любви и тайны. Еще недавно мне было бы совершенно невыносимо
помыслить, что я могу умереть, не создав ее фигуры; моя жизнь показалась бы
мне бесполезной. А теперь видишь, как удивительно все получается с ней:
вместо того, чтобы мои руки создавали ее, она создает меня. Ее руки у меня
на сердце, и она освобождает его и опустошает, она соблазняет меня на
смерть, а со мной умрет и моя мечта, прекрасная фигура, образ великой
Евы-матери. Я еще вижу его, и если бы у меня были силы в руках, я бы
воплотил его. Но она этого не хочет, она не хочет, чтобы я сделал ее тайну
видимой. Ей больше нравится, чтобы я умер. Я умру охотно, она мне поможет.
Ошеломленный, слушал эти слова Нарцисс, ему пришлось наклониться к
самому лицу друга, чтобы понять их. Некоторые он слышал неясно, некоторые
хорошо, но смысл их остался скрытым для него. И вот больной еще раз открыл
глаза, вглядываясь в лицо своего друга. И с движением, как будто хотел
покачать головой, он прошептал:
- А как же ты будешь умирать, Нарцисс, если у тебя нет матери? Без
матери нельзя любить. Без матери нельзя умереть.
Сложно не заподозрить также влияние статьи Фрейда "О нарциссизме", где природа нарциссизма неразрывно связана с уходом от внешнего мира. Согласно Гессе, трансграничность рождает прогресс. Рывок вперед наступает на стыке противоположностей. И последняя встреча Нарцисса, аутичного интроверта с экстравертом-Гольмундом, воплощающим саму жизнь, завершается словами:
Два последних дня Нарцисс
просидел у его постели, день и ночь, и видел, как он угасал. Последние слова
Гольдмунда горели в его сердце как пламя.
Сдается мне, что в этот момент Нарцисс начал жить, по крайней мере, у него появились эмоции, как феномен призрака в доспехах - возникновение самоидентификации робота в следствие вторжения иррациональной ошибки в программу. Востину, некоторые вещи нельзя постичь из книг - их можно только пережить.
НАРЦИСС И ГОЛЬМУНД
Гольмунд разговаривал с Нарциссом.
В ставни к ним ломилась пустота.
С нею пауза, а мажет быть, реприза,
Лишь однажды дотянувшая до ста.
Стопроцентная гарантия обмана,
Отдалённо походящая на страх,
Если Гольмунд разговаривал, нирвана
У Нарцисса застывала на губах.
И бродила поступью Джоконды.
И травила бешеных собак.
Спрашивала каждого: "О чём ты?
Ты откуда? Как или никак?
Для чего у Гольмунда сандали,
Чтобы Богом бредить или жить?
Коли мало в облаках печали,
Может быть, её усугубить?
Может, её верой растревожить?
Может, недоверьем застолбить?
Разделить печаль или умножить?
Сделать камнем, а потом разбить?"
Знать не знает Гольмунд о Нарциссе!
Знати - знать, да черни - не чернить!
В паузе, а может быть, в репризе
Порвалась связующая нить.
(с) П. Волков
А много ли знал о Гольмунде премудрый Нарцисс?
О значении имен. Нарцисс и Гольмунд
Уже давно ломаю мозг над выбором имени главгероя Нарцисса. Понятное дело, что роман построен на дуальности. Нарцисс символизирует разум, Гольмунд - чувства. читать дальше