При всей нелюбви в кинематографу совка, весьма интересно было посмотреть в это позднее субботнее утро "Курьера" с отцом за поеданием пиццы и выпиванием пива. читать дальше
Все начало фильма родитель мой осыпал репримандами главгероя, называя его экставагантным эгоистом, сволочью и пр.
С величайшим неудовольствием я стал замечать, что по мере приближения к старости он стал напоминать деда, его отца, будучи изначально на него непохожим. Мне неприятно в этом признаваться, но своего деда я откровенно презирал, считая его деревянным человеком, с деревянной логикой и деревянными убеждениями. Мне было 13, когда тот умер, когда я узнал о его смерти, я не почувствовал ничего.[На случай, если иная сентиментальная особа воскликнет "О ужас! Как же так можно? Родного деда..." , отмечу следующее. А с чего я должен скорбеть по тому, кто не был мне близок? Кто не вызывал во мне ни восхищения, ни уважения, несмотря на солидность, прикрывающую тугодумие. Только по причине близкого кровного родства? Как это пошло] Как сейчас вижу себя десятилетним за семейным столом. Располагался я обычно аккурат напротив его пуза, которое, как казалось, вот-вот разорвет прикрывающую его рубашку или лопнет вовсе, как пробитый снарядом цепеллин. Отправлял он пищу в это пузо хоть и безобразно, но зато вдумчиво и сосредоточенно, временами кидая работающему телевизору осуждающие реплики вроде "Этих гадов расстрелять мало", не утруждая себя аргументами. А мелкий Дори, уже растерявший остатки аппетита, думал про себя, отдавая должное нелепому зрелищу, которое он из себя представлял: "Лучше б лопал ты свои пельмешки молча". Многие взрослые склонны тешить свою возрастную мудрость, отказывая в аналитических способностях не то что десятилетнему, но и достигшему 17 лет индивиду. А между тем любой человек, не отстающий в развитии, в 10 понимает куда больше, чем многим овощам приятно думать. [Какой-то Сартр-для-бедных, хе-хе]
Но вернемся к просмотру фильма. Итак, мой отец ушел в категоричное осуждение, как и представители старшего поколения персонажей, видящих в герое исключительно нигилиста, хама и девианта без цели в жизни. Тем временем сижу и невесело так размышляю, намеренно придерживая возражения: "Неужели в этом умном человеке происходят необратимые изменения, стагнация мозга и как следствие - судьба скользить по поверхности, видя лишь верхушки айсбергов?"
Испокон веков старшее поколение было склонно либо считать молодежь убогой, блея "вот были люди в наше время, богатыри, не вы!", либо возлагать на нее великие надежды в том случае, если ставки молодняка с ними совпадают. У потомков интенции, как правило, тоже всего две: "быть не такими, как эти старики с потухшими глазенками" или "быть как они, но намного круче". Это, похоже, естественная биологическая особенность вроде абстинентного синдрома наутро после отвязной попойки. Сцена за столом ближе к концу фильма просто шедевральна, Шахназаров показал весь спектр предубеждений гордых и напряженных Отцов.
Что касается героя, то он ни на стороне отцов, ни на стороне молодежи, типичным представителем которой его почему-то считают. У него действительно нет цели, поскольку то, что предлагает действительность, не устраивает его по причине его прозорливости. Все, что ему остается - это шутить, играя на косных убеждениях. Согласен, шутки временами у него выходили очень злыми. Гм, если этому лишнему человеку не смеяться, то ему одна дорога - в петлю.
Концовка фильма осталась открытой, лучших традициях советского кинематографа. Герой решает уйти в армию, не знаю, в соображениях поисков, или с той же целью, с которой иные ломятся в монастырь, осведомившись напоследок, какая мечта у его друга. Узнав, что его мечта - пальто, он отдает ему свой плащ, купленный для приема у почитаемых родителей своей девушки. Шинель Гоголя?
К счастью, отец увидел месседж. Я вздохнул с облегчением.
К слову о злободневнейшей теме отцов и детей
При всей нелюбви в кинематографу совка, весьма интересно было посмотреть в это позднее субботнее утро "Курьера" с отцом за поеданием пиццы и выпиванием пива. читать дальше