Сделай нам ребенка,
Ну сделай нам ребенка!
(с) Бутусов
Ну сделай нам ребенка!
(с) Бутусов
В принципе, я себя к чайлдфри не отношу - я просто считаю, что на тот свет и в ЗАГС никогда не поздно отправиться, а ребенка я на данном этапе своей жизни просто не хочу. Мне правда скучно придавать этому нежеланию идейный флер. Но почему-то моя генитальная прописка и мое личное воспроизводство не дает покоя очень большому количеству посторонних людей. Я понимаю, если бы моя пара мне предъявляла подобные претензии. Так ведь нет! Эти странные люди поют мне что-то о долге и боязни ответственности, как будто я с их чадом беззаконно сплю и конкретно им что-то должен. Я вам вот что скажу, по-настоящему не боятся ответственности именно безответственные люди. И я как-то всегда считал, что аргументы из разряда "не хочу" столь же весомые и уважительные, как и аргументы из разряда "не могу".
Ну так вот. После того, как я вежливо посылаю всех этих пастырей, те спешат ехидно мне напомнить, что этот вопрос у меня больной. А я и не спорю. Больной. Все вопросы, касаемые учению меня, как мне жить, являются больными и скандальными по определению. читать дальше
Нижеследующее лучше меня сказал Нарицын, психотерапевт. Готов подписаться под каждым словом.
И мои клиенты (а чаще клиентки) часто задают немного иной вопрос: почему кому-то постороннему так важно, чтобы все родили детей? Почему некоторые не могут спокойно произносить слово "чайлдфри" и говорят, что "эти люди попирают свое природное предназначение"? В конце концов, почему ваша соседка, попадая с вами вместе в лифт, интересуется "Ну, ты еще не родила? Да когда же ты, время-то идет, а ты ведь женщина!..." Иногда прессинг общественного мнения такой, что, кажется, еще немного – и в суд подадут на несчастную "за преступное бездействие".
Поэтому мы поговорим не о том, почему некоторые детей не хотят, а о том, почему другие хотят, чтобы они хотели. Даже точнее – не хотели, а обязаны были рожать!
***
Редкий психотерапевт, психолог или иной семьевед к сегодняшнему дню не озвучил сентенцию "дети должны быть желанными". Это бесспорно, если речь идет о будущем счастье детей и родителей. Но с нежеланием иметь детей сейчас почему-то идет борьба… методом общественного насилия. Хотя вроде бы давно известно, что если какую-то потребность формировать методом принуждения, то у человека вместо потребности возникает, наоборот, реакция отторжения и протеста. Если хотите – на уровне инстинктов. В частности, инстинкта самосохранения. Он будет отгораживаться не от навязываемой потребности, а от самого насилия. Точно так же любое стремление к репродуктивной деятельности, особенно у человека думающего и анализирующего ситуацию, можно убить давлением из серии "каждая женщина непременно должна родить, а ты!..."
Убеждение, что "каждая непременно должна родить", было верно давным-давно, когда такое страшное явление, как детская смертность, имело очень высокие показатели. И из рожденных, условно говоря, десяти детей выживали один-два. В таких условиях, как говорят биологи, "рожает каждая фертильная самка". А сейчас показатель выживаемости, к счастью, много выше. И нынешнее общество, если рассуждать логически, в общем может позволить себе то, чтобы те женщины, которые пока не испытывают потребности становиться мамами, ими и не остановились. Ибо материнство – это все-таки не профессия и не обязанность. Это возможность, которую если реализовывать из-под палки – результат, как правило, будет достаточно грустный.
Жаль, что иные люди этого не понимают и продолжают упорно интересоваться, отчего это у коллеги, соседки, просто собеседницы до сих пор нет детей. Как говорила одна моя клиентка – "При подобных вопросах у меня ощущение, будто меня раздели и прилюдно изучают мои репродуктивные органы!"
К мужчинам с такими вопросами тоже пристают, кстати, - хоть и реже.
Вследствие данной, мягко говоря, нетактичности "чайлдфри" обоих полов вынуждены объединяться (к примеру, в сообщества в той же сети) и даже защищаться, иногда весьма агрессивно: так же, как объединяются любые угнетаемые меньшинства. Именно в целях защиты от общественного мнения, которое давит вот этой самой сентенцией " если вы не хотите детей, вы…" Далее подставьте нелестный эпитет по своему вкусу и воспитанию.
Безусловно, эскалация противоборства с обеих сторон часто приводит чрезмерным крайностям: с одной стороны "долой всех беременных", с другой - "долой всех бездетных". Это уже не осознанный выбор, а выплеск агрессии, которая ничего общего с сознанием и логикой не имеет. И мы сейчас не об этих агрессирующих личностях, а о тех людях, кто взвешенно и спокойно сам для себя сказал "не хочу" (может быть – "пока не хочу"), а общественное мнение в сотни голосов сначала строго вопрошает - а почему не хочешь, а потом кое-где и припечатывает: ДОЛЖНА!!!
И тогда возникает вопрос: а почему?
Почему каким-то чаще всего посторонним людям есть дело до вашей репродуктивности? И почему некоторым так важно, как было сказано в одном чайлдфри-сообществе в интернете, "поработать кукушкой в ваших биологических часах"?
Разумеется, мы не можем заочно и при общем подходе точно диагностировать причины каждого, но навскидку можно сделать несколько предположений.
Первая причина, побуждающая делать это – иерархическая. "Я наделен(-а) особой властью контролировать людей и тебя в частности, и делаю это в общественно одобряемой форме!" Разумеется, никто человека такой властью не наделял, но иногда от бессознательных убеждений избавиться очень сложно.
Вторая предполагаемая причина – своего рода месть. Это тот самый случай, когда женщина сама в свое время стала матерью, подчиняясь именно давлению общества и "долгу", в результате много чего натерпелась, а теперь стремится, чтобы то же самое делали и остальные: "Я несла это бремя, а ты? Я выполняла свой долг, а ты?"
И если сказать ей, что никакого такого долга в реальности нет – она не воспримет. Потому что иначе получается, что все ее материнские жертвы - зря! Кстати, если мужчина когда-то взвалил на себя время отцовства только из того же "чувства долга" – он тоже может донимать молодежь, "а когда же и они".
Как говорится, "нет хуже угнетателя, чем бывший раб".
Третий возможный вариант – как ни странно, удовлетворение любопытства относительно чужой интимной жизни. Ибо вопрос к незамужней женщине "А когда же ты родишь" на самом деле звучит как "А-а, я зна-аю, ты хоть и не замужем, а все равно занимаешься сексом!"
Да, сейчас это звучит смешно: но кое-кому до сих пор актуально.
Четвертая причина – сексуальная дискриминация. Этим, увы, страдают и мужчины, и женщины: исповедуя принцип "Женщина должна быть прежде всего машиной по производству населения, и в этом главное предназначение всех существ женского рода!..."
Для некоторых это плюс к тому еще и означает, что конкретную женщину – свою дочь или жену – они бы таким образом с удовольствием привязали "к семье и дому" вот избежание собственного беспокойства за ее "неподобающее" излишнее социально активное поведение".
И еще одна причина – та, по которой подобное любопытство появляется не у посторонних людей, а у родственников. Именно от них, к сожалению, труднее всего дистанционироваться, когда они спрашивают "А когда же у тебя детишки будут": потому что они как вроде как в своем праве. "Мама хочет внуков"! А на самом деле это означает, что мама бессознательно стремится опять-таки реализовать свое чувство власти и стать "главой большого клана": это в нашем языке "бабушка" означает "старушка", а на том же английском, немецком, французском женщина, имеющая внуков, называется "большая мать". А мужчина – "большой отец".
И жаль, что иные мамы, намеревающиеся со временем стать "большими мамами", полагают, будто потомки непременно обязаны реализовать их желание.
Безусловно, для очень многих дети – это большое счастье. Но вряд ли стоит любое счастье кому-то навязывать. Каждый сам приходит в свое время к своему пониманию счастливой жизни, иногда совершенно не похожему на ваше. А насильно, как известно, в рай не тянут!
***
Мне могут сказать, что, мол, "как же вам не стыдно, доктор, вы выступаете против рождения детей!" И будут, мягко говоря, неправы. Ибо я ни в коей мере не против этого. Я за то, чтобы общество было озабочено не только количественным, но и качественным ростом демографической кривой. Ибо детей мало родить: им необходимо еще и помочь вырасти адекватными, воспитанными и все-таки счастливыми людьми.
Единственное, против чего я как психотерапевт выступил бы в открытую в плане "чайлдфри": против необратимости решений. Против того, когда молодая женщина (девушка), подчас доведенная до отчаяния вопросами "когда же ты родишь, пора уже", идет и делает себе оперативную стерилизацию. Только чтобы отстали. "Вот, посмотрите, я настолько не хочу детей, что даже на это готова пойти, поверьте мне наконец, не лезьте в мою жизнь!"
А может быть, сейчас она не хочет детей, а лет через десять – захочет. А возможности уже не будет.
Поэтому я всячески за то, чтобы в этом вопросе у каждого и у каждой была СВОБОДА. Каждый сам вправе решить, становиться ему родителем или нет, и когда. Есть даже такой термин: осознанное родительство. Когда сами супруги хотят ребенка именно потому, чтобы поделиться с ним нажитым опытом и взаимно обретенным счастьем.
Кстати, слово "чайлдфри" в переводе значит не "ненавистники детей" и не "противники детей", а – "свободные от детей". Именно свободные. Может быть – пока. Но это решение – становиться родителями – всегда лучше принимать свободно. Тогда у нас будет намного больше желанных и счастливых детей, рожденных у не менее счастливых родителей.